У черных дыр нашли «отрыжку»

У черных дыр нашли «отрыжку»&nbsp

Lenta.ru
6 часов назад

Наука - У черных дыр нашли «отрыжку»

World History Archive

Комментарии2

Физики из Альбертского университета (Канада) обнаружили, что при поглощении черной дырой огромного количества вещества возникают сильные звездные ветры, которые сдувают большую часть падающей на нее материи. В результате черная дыра может терять до 80 процентов потенциальной «еды». Статья ученых опубликована в журнале Nature.

В двойных системах, состоящих из обычной звезды и более плотного компаньона (белого карлика, нейтронной звезды или черной дыры), материя в процессе аккреции начинает перетекать с первого объекта на второй. Формируется аккреционный диск, внутри которого вещество по спирали опускается на компактное тело.

На определенном расстоянии от белых карликов материя в диске нагревается до температуры ионизации водорода, что порождает тепловую волну в обе стороны. Этот процесс выталкивает большое количество материи на карлик, что, в свою очередь, приводит к охлаждению аккреционного диска. В результате происходит пульсация, заметная в видимом и ультрафиолетовом свете.

Однако если компаньон — это черная дыра или нейтронная звезда, то вспышки излучения происходят в рентгеновском диапазоне. Они более продолжительны, чем в случае белых карликов, и менее частые. Продолжительность вспышки определяется вязкостью диска — параметром, характеризующим перенос вещества. До сих пор вязкость определялась только для систем с белым карликом. Для этого ученые сравнивали изменения блеска во время реальных вспышек с моделями, где устанавливались конкретные значения вязкости.

Исследователи изучили световые кривые вспышек излучения, возникающие в рентгеновских двойных звездах и зарегистрированные за последние 20 лет. По ним с помощью статистических методов определили вязкость вещества в аккреционных дисках, которая оказалась необычайно высокой. По мнению ученых, это связано с оттоком звездного вещества в результате выбросов рентгеновского излучения. Черная дыра, таким образом, может терять значительную часть диска.

0 Комментариев для: “У черных дыр нашли «отрыжку»”